110006, Республика Казахстан, область Костанайская, город Костанай, улица А.Бородина, зд. 168А 8 (7142) 576-576 kfchelgu@mail.ru

Социальная обусловленность дифференциации языков

13 марта 2022 г. на кафедре филологии состоялось практическое занятие на тему «Социальная обусловленность дифференциации языков» в рамках преподавания дисциплины «Общее языкознание». Занятие проведено Аврамчик Снежаной Александровной, преподавателем кафедры для обучающихся в группе КРФ-401.

Основная цель преподаваемого курса: завершить общелингвистическую подготовку и углубить изучение языка как динамической системы.

На практическом занятии с использованием информационно-коммуникационных технологий был продемонстрирован фильм С. Ястржембского «Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии». Студенты погрузились в жизнь старообрядцев (противников церковной реформы патриарха Никона, проведенной еще в ХVII веке. Исправление богослужебных книг и изменение обрядов они трактовали как антихристовы, а себя назвали староверами) из России, много лет назад обосновавшихся в заокеанской стране.

Героями фильма стали самый старый человек в общине 85-летний дед Степан, его сын – крепкий хозяин, местный миллионер Мартьян, владеющий несколькими тысячами гектаров земли стоимостью около одиннадцати миллионов долларов, а также большим рыбным хозяйством, цехами по производству рыбного корма и просушке зерна, плантациями красного дерева и кокосовых пальм, полями бобовых и кукурузы. И, наконец, самой маленькой героиней картины стала внучка Мартьяна – белокурая двухлетняя девочка по имени Мамелфа.

Социальная дифференциация языка обусловливается целым рядом факторов: неоднородностью общества в классовом, профессиональном, культурном, возрастном отношении. В ходе просмотра фильма студентами было отмечено, что старообрядцы сохранили свою веру. Старообрядчство в их понимании – это сохранение моральных принципов, непродажность. Детей с самого детства не погружают в информационный мир. Боливийские старообрядцы не знают интернета, не смотрят телевизор, не слушают радио, потому что все это строго запрещено. Как заметил Е. Додолев, на сегодняшний день очень много информации и с этим справиться непросто.

Далее студенты, разделившись на группы, создали мини-проекты, сопоставляя наше, современное общество, и общество боливийских староверов, проследили социальную обусловленность дифференциации языков. Основными источниками поиска информации послужили электронные энциклопедии, а также национальный корпус русского языка – крупнейшее электронное собрание текстов, включающее более 500 млн словоупотреблений. Это один из основных источников, к которому обращаются лингвисты, исследующие русский язык. На кафедре филологии подобная работа проводится не только на языкознании, но и на дисциплинах, имеющих литературоведческую направленность. В качестве результатов поиска были показаны тексты, принадлежащие к сфере старообрядцев: художественная литература, публицистика, научная, разговорная речь. Таким образом, была решена такая задача, как анализ употребления слов, словосочетаний, грамматических форм.

В ходе выступлений был сделан вывод, что лексика, используемая в речи староверов, отличается группой особых слов, значение которых невозможно понять без пояснений. Отдельную группу представляют слова с особым произношением, либо ударением, но они понятны. Безусловно, не существует особого старообрядческого языка, есть свои особые диалекты, которые позволяют сохранять самобытность языка, к которому эти люди привыкли с детства.

Занятие имело практико-ориентированную направленность, мотивировало обучающихся к выполнению различных видов анализа, демонстрирующих своеобразие отдельной единицы языка/художественного текста, пользоваться научной и справочной литературой.

Расписание звонков учебных занятий

  • 1 пара: 09.00-10.30
  • 2 пара: 10.50-12.20
  • 3 пара: 12.40-14.10
  • 4 пара: 14.30-16.00
  • 5 пара: 16.20-17.50
  • 6 пара: 18.00-19.30