23 мая 2022 года в группе КРФ-301 направления подготовки Филология кандидатом филологических наук, доцентом кафедры А.М. Кусаиновой была проведена открытая лекция по дисциплине «История русской литературы первой половины ХХ века на тему «М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
Цели занятия состояли в том, чтобы открыть для учащихся новые страницы жизни писателя, раскрыть сложную судьбу его произведений; сформировать системные знания о творческой истории романа «Мастер и Маргарита»; развивать умение анализировать, воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов; воспитывать нравственные качества.
Лекция была проведена в форме занятия-дискуссии с использованием презентации. М.А. Булгаков вошёл в русскую и мировую литературу, прежде всего, как автор романа «Мастер и Маргарита», который считается одним из лучших романов ХХ столетия в соответствии с идейным замыслом, обращением к философским темам, морально-нравственной проблематикой произведения. Не случайно булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, говорит: «рукописи не горят». Работу над романом писатель продолжал до последних дней своей жизни.
Студенты повторили основные факты биографии и творческого пути М.А. Булгакова, сюжет и композицию романа, его образную систему (Воланд и его свита, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат и Га-Ноцри, а также второстепенные персонажи), используя в ходе лекции составление хронологической таблицы для лучшего усвоения темы.
На занятии использовался игровой момент (появление кота Бегемота и его участие в выполнении заданий), проводились межпредметные связи с мировой историей, античной и зарубежной литературами, историей литературной критики, подготовлено опережающее задание (современная критика о романе «Мастер и Маргарита», анализ произведений «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др., анализ ключевых моментов книги с обращением к экранизации романа 2005 года).
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» представляет собой специфический жанр – роман в романе, где роман: 1 – это «Роман Мастера» (противостояние римского прокуратора Понтия Пилата и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри), а 2 – это «Роман о Мастере».
Обращение к основным фактам жизни и творчества писателя объяснялось чертами автобиографизма и историзма, присутствующими в романе. Студенты усвоили значимость Т. Лаппа, Л. Белозерской, Е.Шиловской в развитии творческого пути М.А. Булгакова и создании им собирательного образа Маргариты, воплотившей в себе основные черты любимых женщин самого автора.
Активно издавать Булгакова и изучать его творчество начали лишь в 80-ые годы XX века. Роман до сих пор вызывает острую полемику в литературных кругах. Современная критика в лице исследователей В.В.Петелина, Е.В. Синцова, А.Н. Баркова и др., отмечает необычность и оригинальность данного произведения, не имеющего аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Он определён как роман-миф, роман-мистерия, мениппея. Судьба романа связана и с нелёгкой судьбой самого автора.
Наиболее сложные моменты в усвоении студентами проблематики произведения были связаны с рассмотрением сюжетной линии романа, его многожанровостью, обращением к вечным философским темам, пониманием истинности неизменной борьбы Добра и Зла.
Обучающиеся пришли к выводу о том, что на примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек не должен «ждать милостей от природы», не просить помощи у высших сил, а способен сам делать свою судьбу.
Было отмечено влияние традиций русской литературы (творчество Н.В.Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина) на литературную деятельность автора.
«Чтобы знали.., чтобы знали…», – таков был завет писателя, обращённый к его третьей супруге Елене Шиловской, сумевшей сохранить для потомков рукопись романа, впервые изданного в 1966-67-ых годах.
Достойным признанием и выражением восхищения талантом мастера-Булгакова являются поэтические строки А.А.Ахматовой:
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
В ходе лекции-дискуссии студенты активно работали с презентациями по творчеству писателя и по его необыкновенному по замыслу и содержанию произведению, отвечали на вопросы:
- В чём актуальность творчества М. Булгакова?
- Какие индивидуальные черты автора вы можете выделить?
- Какие три сюжетные линии задействованы в романе?
- К чему приходят герои?
- Какова специфика данного произведения, чему оно учит?
С целью закрепления полученных знаний обучающиеся письменно ответили на вопросы теста, обсудили домашнее задание к практическому занятию: составить синквейн с ключевым словом «Булгаков» и подготовить
ответы на темы о своеобразии жанра и многоплановости романа, ершалаимских главах, фантастическом и реалистическом в произведении, любви и судьбе Мастера, своеобразии писательской манеры Булгакова.
Таким образом, открытое занятие проведено в соответствии с требованиями общепрофессиональных компетенций ОПК-1 и ОПК-2; в лекции-дискуссии были использованы наглядный, репродуктивный и проблемный методы обучения, приём устного изложения информации, ТСО.
Проведённое занятие способствовало развитию познавательного интереса обучаемых, творческой активности и самостоятельности, воспитанию нравственных качеств.
Это роман о Боге и чёрте, о трусости как об одном из главных человеческих пороков и несмываемом, страшном грехе предательства, Добре и Зле, о репрессиях 30-х годах ХХ века, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, но прежде всего он о верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества.
«Мастер и Маргарита» – вечная книга, которая не теряет актуальности в наши дни. Действительно, рукописи, вдохновлённые любовью, талантом и стремлением к свободе, неуничтожимы и вечны.