17 ноября 2022 года в группе КРФ-201 прошло открытое практическое занятие по дисциплине «Современный русский язык. Лексикология». Вместе с преподавателем Свиркович О.В. студенты пытались разобраться в том, каким образом изменения, происходящие в жизни общества, влияют на язык в целом и на его лексическую сторону в частности.
Целью практического занятия на тему «Лексика русского языка в динамическом аспекте» стала отработка навыков анализа лексики русского языка в аспекте изменений, происходящих в обществе.
Для актуализации опорных знаний студенты написали буквенный диктант, который позволил в необычной форме повторить уже усвоенные термины и ввести одно из ключевых понятий темы – неологизм.
Проверка домашнего задания показала, в какой степени обучающимся удалось разобраться в различиях между профессионализмами и терминами, научиться обнаруживать профессионализмы в речи, определять их смысл и предназначение.
Работа с новой темой снова потребовала уточнения ключевых понятий, которое удалось осуществить при помощи кластера.
Для закрепления базовых понятий темы «историзмы» и «архаизмы» студенты выполнили практическое задание. Убедившись, что слова «треуголка», «веретено», «кольчуга» и «крепостной» не употребляются нами в обычной речи не просто потому, что устарели, а потому, что из жизни современных людей исчезли понятия, которые они называли.
Работу с неологизмами начали орфографической пятиминуткой, в ходе которой студенты пересмотрели правописание некоторых новых слов в своей речи. Так, из двух распространенных вариантов написания слова «блогер» (тот, кто ведёт собственный блог или тот, от чьего имени ведётся блог) в словарях закрепился вариант с одной «г», название популярного мессенджера орфографисты Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН рекомендуют писать как «Ватсап», а слово «коронавирус» пишется через а, так как оно было заимствовано именно в таком виде путем побуквенной передачи из английского языка [coronavirus].
В последней части занятия собравшиеся проанализировали нелогизмы, появившиеся в русской речи в результате распространения коронавирусной инфекции. После обсуждения собственных примеров студенты проанализировали лексические единицы, включенные в изданный в 2021 году Институтом лингвистических исследований РАН «Словарь русского языка коронавирусной эпохи». Обнаружилось, что среди таких слов очень часто встречаются семантические неологизмы, представляющие собой всем знакомые слова с новым лексическим значением (балконный, британец, вакцина, нулевой, красный, желтый, корона, коронованный, паспорт) и слова, образованные в результате использования языковой игры (беззумие, застрянец, карантикулы и др.). К следующему занятию студенты получили задание познакомиться со «Словарем русского языка коронавирусной эпохи» более детально.