110006, Республика Казахстан, область Костанайская, город Костанай, улица А.Бородина, зд. 168А 8 (7142) 576-576 kfchelgu@mail.ru

«Куратор, воспитай студента так, чтоб было у кого потом учиться!»

2 декабря  2022 года  в группе КРФ-401 направления подготовки Филология  состоялся  кураторский час на тему «История и культура наставничества».

Цель  кураторского часа заключалась в знакомстве студентов с основными этапами развития наставничества на примере различных исторических эпох; в развитии  познавательного интереса, воспитании  уважительного отношения обучаемых  к традициям,  профессиональной   деятельности людей.

Своеобразным эпиграфом собрания прозвучали поэтические строки знаменитого средневекового  поэта  Омара Хайяма, известного своим обращением к морально-нравственным устоям общества:

Для мудреца наставник всяк,
Кто Истину порой глаголет!
Не важно Кто, не важно Как,
А важно, Что из уст исходит!

Куратор группы КРФ-401 А.М. Кусаинова во вступительном слове  обратила внимание обучаемых на феномен наставничества – способ, который позволяет передавать знания, навыки и определенные способы деятельности от более опытных людей к менее опытным, подчеркнув, что истоки его зарождения кроятся в проявлениях групповой деятельности древних людей.       

С сообщениями об истории развития наставничества в России и за рубежом, начиная с периода античности до наших дней, выступили  студенты группы КРФ-401 Алексей Галько и Кристина Постойко. Они рассказали об особенностях наставничества при первобытно-общинном строе,  в эпоху  античности  и  Средневековья,  на территории Древней  Руси  и России, а также  отметили усиление роли наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения, характерное для начала XX века.  Весомый вклад в развитие данного направления был внесен П.П. Блонским, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко.

В конце 50-х-начале 80-х годов ХХ века наставничество становится важным направлением в политике советского государства. По мнению российских ученых-педагогов М.Ф. Зарецкого и Н.М. Таланчука принято считать, что именно в этот период понятие наставничество приобрело свою относительно современную трактовку как формы нравственного воспитания и профессиональной подготовки молодежи.

С распадом СССР и развитием рыночной экономики в начале 90-х годов прошлого века роль наставничества в обществе существенно сократилась. Ситуация конкуренции, вызванная экономическим и политическим кризисом, вызывала опасения у людей за свое будущее, в том числе в профессиональной деятельности, появился страх потерять свою работу  и  не хотелось передавать свои знания другим.

Выступающие подчеркнули, что сейчас наставничество в различных сферах деятельности и формах приобретает новый статус и значимость, о чем свидетельствует и проводимая в настоящее время политика государства в странах СНГ и выделили два контекста рассмотрения данного понятия: кадровый и педагогический.

Одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности является самореализация человека в профессии. Высшим проявлением самореализации в профессии оказывается профессиональная культура. В научной литературе достаточно давно используется понятие «профессионально педагогическая культура». Например, люди с теплотой отзываются об учителе, который способствовал становлению хорошего отношения к русскому языку и литературе, запоминанию способов вычислений или выбору жизненного пути. Коллеги с большим уважением отзываются о педагогах, которые уважительно относились к детям, с достоинством выходили из сложных ситуаций.

Куратор А.М. Кусаинова обратилась к вопросу о командном наставничестве и о том, кого можно  назвать  наставниками в наши дни, а также к истории происхождения понятий "наставничество", "наставник", "ментор", "тьютор", "модератор" и других.  

Студенты привели примеры положительного наставничества из образцов художественной литературы («Уроки французского» В. Распутина, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Два капитана» В. Каверина, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и др.), отметили, что у каждого человека  бывают различные достижения: научные, спортивные, творческие, трудовые, обратившись к примерам наставничества в студенческом и трудовом коллективе Костанайского филиала ЧелГУ (учебная группа,  клубы, творческие студии, спортивные секции, ППС).

Кураторский час сопровождался тематической презентацией  о  наставничестве в образовании в современных условиях. В исполнении студенток Дарьи Субботиной и Екатерины Микишенко прозвучали стихотворения Николая Добронравова:

Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера

 и Юлия Кима, посвящённые наставникам:

Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!».

В  ходе  кураторского часа студенты пришли к выводу о  том, что культура наставнической деятельности подразумевает способ передачи опыта, обеспечения и организации профессиональной деятельности участников образовательных отношений, в центре  которого становятся профессиональные, духовно-нравственные ценности, а также способы их восприятия и достижения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Расписание звонков учебных занятий

  • 1 пара: 09.00-10.30
  • 2 пара: 10.50-12.20
  • 3 пара: 12.40-14.10
  • 4 пара: 14.30-16.00
  • 5 пара: 16.20-17.50
  • 6 пара: 18.00-19.30