2 декабря 2022 года в группе КРФ-401 направления подготовки Филология состоялся кураторский час на тему «История и культура наставничества».
Цель кураторского часа заключалась в знакомстве студентов с основными этапами развития наставничества на примере различных исторических эпох; в развитии познавательного интереса, воспитании уважительного отношения обучаемых к традициям, профессиональной деятельности людей.
Своеобразным эпиграфом собрания прозвучали поэтические строки знаменитого средневекового поэта Омара Хайяма, известного своим обращением к морально-нравственным устоям общества:
Для мудреца наставник всяк,
Кто Истину порой глаголет!
Не важно Кто, не важно Как,
А важно, Что из уст исходит!
Куратор группы КРФ-401 А.М. Кусаинова во вступительном слове обратила внимание обучаемых на феномен наставничества – способ, который позволяет передавать знания, навыки и определенные способы деятельности от более опытных людей к менее опытным, подчеркнув, что истоки его зарождения кроятся в проявлениях групповой деятельности древних людей.
С сообщениями об истории развития наставничества в России и за рубежом, начиная с периода античности до наших дней, выступили студенты группы КРФ-401 Алексей Галько и Кристина Постойко. Они рассказали об особенностях наставничества при первобытно-общинном строе, в эпоху античности и Средневековья, на территории Древней Руси и России, а также отметили усиление роли наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения, характерное для начала XX века. Весомый вклад в развитие данного направления был внесен П.П. Блонским, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко.
В конце 50-х-начале 80-х годов ХХ века наставничество становится важным направлением в политике советского государства. По мнению российских ученых-педагогов М.Ф. Зарецкого и Н.М. Таланчука принято считать, что именно в этот период понятие наставничество приобрело свою относительно современную трактовку как формы нравственного воспитания и профессиональной подготовки молодежи.
С распадом СССР и развитием рыночной экономики в начале 90-х годов прошлого века роль наставничества в обществе существенно сократилась. Ситуация конкуренции, вызванная экономическим и политическим кризисом, вызывала опасения у людей за свое будущее, в том числе в профессиональной деятельности, появился страх потерять свою работу и не хотелось передавать свои знания другим.
Выступающие подчеркнули, что сейчас наставничество в различных сферах деятельности и формах приобретает новый статус и значимость, о чем свидетельствует и проводимая в настоящее время политика государства в странах СНГ и выделили два контекста рассмотрения данного понятия: кадровый и педагогический.
Одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности является самореализация человека в профессии. Высшим проявлением самореализации в профессии оказывается профессиональная культура. В научной литературе достаточно давно используется понятие «профессионально педагогическая культура». Например, люди с теплотой отзываются об учителе, который способствовал становлению хорошего отношения к русскому языку и литературе, запоминанию способов вычислений или выбору жизненного пути. Коллеги с большим уважением отзываются о педагогах, которые уважительно относились к детям, с достоинством выходили из сложных ситуаций.
Куратор А.М. Кусаинова обратилась к вопросу о командном наставничестве и о том, кого можно назвать наставниками в наши дни, а также к истории происхождения понятий "наставничество", "наставник", "ментор", "тьютор", "модератор" и других.
Студенты привели примеры положительного наставничества из образцов художественной литературы («Уроки французского» В. Распутина, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Два капитана» В. Каверина, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и др.), отметили, что у каждого человека бывают различные достижения: научные, спортивные, творческие, трудовые, обратившись к примерам наставничества в студенческом и трудовом коллективе Костанайского филиала ЧелГУ (учебная группа, клубы, творческие студии, спортивные секции, ППС).
Кураторский час сопровождался тематической презентацией о наставничестве в образовании в современных условиях. В исполнении студенток Дарьи Субботиной и Екатерины Микишенко прозвучали стихотворения Николая Добронравова:
Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера
и Юлия Кима, посвящённые наставникам:
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!».
В ходе кураторского часа студенты пришли к выводу о том, что культура наставнической деятельности подразумевает способ передачи опыта, обеспечения и организации профессиональной деятельности участников образовательных отношений, в центре которого становятся профессиональные, духовно-нравственные ценности, а также способы их восприятия и достижения.